“Черные археологи” лоббируют закон, разрешающий грабить памятники истории России
19.03.2013 | Posté par Nigora sous Nouvelles |
Рукавишникова Ирина Викторовна,
к..и.н., научный сотрудник
Института Археологии РАН
18 февраля 2013 году в Госдуму поступило Открытое письмо депутатам Государственной Думы от поискового сообщества — «любителей приборного поиска» (документ № 10348, www.democrator.ru/problem/10348) с просьбой не принимать закона, запрещающего такой самовольный поиск. В письме этом, составленном неким Д.С. Скрипкой и собравшем более 12 тысяч подписей, приводится аргументация безвредности такого поиска — и такого извлечения древностей» – Л.С. Клейн «Археологи против черных», от 26 февраля 2013 года. Троицкий Вариант № 123, c. 12, “Авторская колонка”, http://trv-science.ru/2013/02/26/arkheologi-protiv-chernykh/comment-page-32/#comments. Развернувшаяся дискуссия на сайте газеты «Троицкий Вариант» показала насколько активны любители самовольного поиска с металлодетектором, в том числе и на научных ресурсах в Интернете, какие абсурдные аргументы они приводят в пользу своего увлечения, затрагивающее интересы государства, всего общества и его наследия. Я – профессиональный археолог. Изучив эту дискуссию, а также проведя личный опрос среди различных знакомых (в числе которых были заслуженные физики и очень образованные айтишники, живущие и работающие в г.Троицк), я делаю вывод, что наше общество не способно оценить здравый смысл в превентивном запрете деятельности, уничтожающей древности. Это тотально несвободное общество считает мракобесием любой запрет не порицаемых принятой моралью развлечений. Именно развлечением является поиск различных предметов с металлодетектором. И только археологи понимают необходимость запрета такого развлечения. Ведь любые древние артефакты – это уникальные объекты культурного наследия, число которых конечно и которые сами по себе являются носителями информации об ушедшей культуре. Они не принадлежат современному обществу, никому из нас. И мы археологи, хорошие или плохие – это та «каста», вступая в которую, мы призваны сохранять не принадлежащее нам наследие для будущего. Мы и антропологи извлекаем скелеты из древних погребений по научной методике, таким образом, сохраняем и анализируем информацию, перезахоранивая эти кости или составляя антропологические коллекции. Но также мы собираем разбитые черепа из грабительских ям, современных и древних. Мы собираем остатки человека, рассыпающиеся в прах. Этика современного просвещенного общества доверяет нам этот процесс. Или откроем дискуссию: об этичности исследований древних погребений? В Египте из Саккары никто не имеет права вынести черепок из песка. Если бы этого запрета не было, туристы и любители унесли бы оттуда даже пирамиду Джоссера. Доверяйте нам и работу с древностями, только нам. Вам интересно – вступайте в наши ряды – образование никто не отменял. Я лично знаю двух биологов защитившихся по археологии. Работайте волонтерами в археологических экспедициях, сейчас много таких возможностей. Единственным направлением в любительской археологии я вижу в таком сотрудничестве с профессионалами, как поиск разрушающихся памятников и разрушающих их людей, и немедленный вызов специалистов для обследования территории и спасения культурного объекта на высоком профессиональном уровне. Этот подход воспитывался в советском обществе, и каждый был горд помочь науке. Разрушение памятников увеличилось в десятки раз, именно начиная с 90-х гг. XX в. «Черные археологи» – это не корректный термин. Любители самовольного поиска – нарушители закона, продают ли или просто собирают и интересуются, а так как они свое развлечение ставят выше интересов общества, необходимо запретить использование металлодетектора, пока не вырыты все оставшиеся в российской земле древние артефакты, не испорчены все оставшиеся культурные слои и курганы. Если общество живет только сиюминутными интересами поколения – это общество нужно воспитывать и запрещать поиск с металлодетектором ради будущих поколений.
На фотографиях разрушения, сделанные при помощи металлодетектора на кургане тагарской культуры, Республика Хакасия.