Доклад С.Б.Болелова на конференции в Музее Востока
18.12.2014 | Posted by Nigora under конференции, Museums, Personnel |
С.Б. Болелов Государственный музей Востока, г. Москва, РФ
ДРЕВНИЙ ХОРЕЗМ НА ПОРОГЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Ранние этапы истории Хорезма в период раннего железного века (далее РЖВХ) связаны, прежде всего, с левобережьем Амударьи (Южный Хорезм ниже Туямуюнской излучины и Присаракамышская дельта).
Уже в VIII в до н.э. периодически происходят прорывы воды из Амударьи в южные русла Присаракамышской дельты (Южный и Средний Даудан). По всей видимости, не позднее конца VIII до н.э. по ним устанавливается постоянный сток в Саракамыш. В это же время значительно сокращается сток по Южной Акчадарьинской дельте (правобережье Амударьи), что послужило основной причиной ухода с этой территории населения, освоившего оазис в эпоху поздней бронзы (Амирабадская культура).
В этот период времени заселяются ранее пустующие берега дельтовых протоков на территории Присаракамышья. По археологическим и антропологическим данным выделяются две различные в своей основе группы населения, расселившиеся в области левобережья Амударьи и никак не связанные с культурами эпохи бронзы: присаракамышские саки и куюсайцы. Конец VIII – VII в. до н.э. можно считать первым этапом раннего железного века в Хорезме (РЖВХ-I), который можно называть сако-куюсайским. По всей видимости, в это же время на территории Южного Хорезма (правый берег Амударьи, район Туямуюнской излучины) также появляются группы сакского населения, оставившие курганы в могильнике Мешекли.
Надо полагать, основой хозяйственной системы этих племен было скотоводство. Установлено, что куюсайцы проживали в открытых поселениях в полуземлянках или в наземных каркасных постройках. Помимо скотоводства они занимались примитивным (богарным) земледелием. На Куюсайском поселении зафиксированы остатки домашнего ремесленного производства (бронзоволитейное, кузнечное, ювелирное). Поселений, которые по характеру материальной культуры можно было бы считать сакскими, в Присаракамышье пока не обнаружено. Возможно, это были группы подвижных или полукочевых скотоводов. Какой-либо заметной социальной дифференциации общества по археологическим данным в этот период не зафиксировано. Во всяком случае, так называемых «статусных захоронений», выделяющихся по составу погребального инвентаря, в могильнике Сакар-Чага не открыто. На Куюсайском поселении также не обнаружено каких-либо построек, которые по размеру или интерьерам отличались от остальных. То же можно сказать и в отношении саков южного Хорезма. Совместное проживание двух различных в своей основе, но, возможно, родственных групп населения на одной, причем незначительной по площади территории (Куюсайское поселение расположено в нескольких километрах от возвышенности Сакар-Чага) в рамках единой и взаимосвязанной палеоэкономической системы, обусловило формирование в Присакакамышье сако-куюсайской культурной и хозяйственной общности.
Не позднее второй половины VII в. до н.э. в низовьях Амударьи в результате мощного культурного импульса из южных земледельческих областей Средней Азии, прежде всего Маргианы, в регионе принципиально изменяется палеоэкономическая система хозяйствования и начинает процесс урбанизации области. Именно в этот период на территории Хорезма возникают производственные ремесленные центры (Хумбуз-тепе), первые ирригационные сооружения; население области осваивает навыки строительства из форматного сырцового кирпича, появляются первые укрепленные и довольно крупные поселения (Кюзели-гыр). Рубеж VII–VI вв. до н.э. в низовьях Амударьи можно считать началом второго периода раннего железного века в Хорезме (РЖВХ-II). В археологической литературе он называется «архаическим периодом» и подразделяется на два этапа: ранний – кюзелигырский – рубеж VII–VI – начало V вв. до н.э. (РЖВХ-IIа) и поздний – дингильджинский – вторая половина V – начало IV в. до н.э. (РЖВХ-IIб).
На территории Хорезма зафиксировано около 400 поселений периода ЖВХ-II. В археологическом отношении, да и то не в полном объеме, изучено только три. Однако полученные данные позволяют в некоторой степени охарактеризовать материальную культуру региона в период ЖВХ-II.
Наиболее ранние культурные слои эпохи урбанизации области выявлены на поселении Хумбузтепа (южный Хорезм), которое можно квалифицировать как полифункциональный ремесленный производственный центр. По стратиграфическим данным и по морфологическим признакам на памятнике выделяются три разновременных археологических комплекса – ХТ- I, ХТ-II и ХТ-III.
Определенно можно говорить, что этот производственный центр начал функционировать на территории южного Хорезма не позднее второй половины VII в. до н.э. (комплекс ХТ-Iа). Технология производства керамики здесь была напрямую связана с традициями гончарного производства южных областей Средней Азии и, прежде всего, с Маргианой. Хумбузтепа не единственное поселение середины I тыс. до н.э. в этом районе. В 3 км севернее также отмечены следы керамического производства – куски шлака, бракованная керамика. По подъемному материалу его также можно отнести к архаическому периоду (VI–IV вв. до н.э.).
Не позднее рубежа VII–VI вв. до н.э. в наиболее густонаселенной области Хорезма – Присаракамышской дельте Амударьи возникает крупный городской или протогородской центр – городище Кюзели-гыр, который переживает несколько периодов своего существования и окончательно был покинут жителями не позднее середины или конца V в. до н.э.
На следующем, заключительном этапе архаической культуры Древнего Хорезма наблюдается дальнейшее развитие традиций предыдущих периодов. Это отражено в археологических комплексах усадьбы Дингильдже, комплексе ХТ- II и, отчасти, верхнего слоя Кюзели-гыр. В этот период улучшается качество посуды, увеличивается ее ассортимент, что обусловлено дальнейшим развитием навыков обращения с двухдисковым гончарным кругом. В строительстве вместо прямоугольного начинает использоваться квадратный сырцовый кирпич (Кюзели-гыр, Дингильдже, на заключительном этапе Калалы-гыр 1). Можно предполагать, что все эти изменения могли быть связаны с вхождением Хорезма в империю Ахеменидов, что произошло незадолго до 530 г. до н.э. По-видимому, этот этап архаической культуры (РЖВХ – IIб), который традиционно называют Дингильджинским, можно датировать в пределах всего Vв. до н.э., не исключая при этом и конца VI в. до н.э., и, возможно, как показывают материалы Хумбуз-тепе, до начала или середины IV в. до н.э. В это время наступают изменения не только в материальной культуре Хорезма, являющиеся дальнейшим развитием традиций (комплекс ХТ-III), но и в его политической истории, а именно выходом из состава Ахеменидской державы и началом строительства самостоятельного государства.
В период РЖВХ – II отмечаются значительные изменения в социальной структуре древнехорезмийского общества. Это отчасти подтверждается археологическими данными. В настоящее время можно говорить о трех типах архаических поселений на территории Хорезма, различающихся по размерам, особенностям планировки и, как можно предполагать, по функциям в социально-экономической системе области.
К первой категории относятся укрепленные поселения (Кюзели-гыр и, возможно, Хазарасп).
Кюзели-гыр является поселением площадью свыше 25 га, которое было окружено крепостной стеной с бойницами, фланкированной округлыми башнями. В стене было трое ворот. Внутреннее пространство городища подразделяется на две части: возвышенная юго-западная – первоначальное ядро городища и пониженная – северная. В юго-западной части («верхний город») выделяется монументальный архитектурный комплекс (дворец) площадью около 1 га, центром которого был квадратный зал площадью 270 кв.м и примыкавший к нему с юга трапециевидный двор, вдоль стен которого располагались глинобитные возвышения-суфы. Возвышение у северной стены, по всей видимости, было тронным местом. Напротив его, уже за пределами двора, обнаружены остатки платформы, где, возможно, устанавливался алтарь со священным огнем.
Как отдельную категорию можно рассматривать неукрепленные рассредоточенные поселения, состоящие из отдельных усадеб, располагавшихся иногда на значительном расстоянии друг от друга на берегах канала (окрестности Кюзели-гыр) или в пределах небольшого ирригационного района (Дингильдже).
К третьему типу памятников, прежде всего по функциональному признаку, можно отнести ремесленные поселения и производственные центры (Хумбуз-тепе).
По данным письменных источников, прежде всего Авесты, в древнем восточноиранском обществе выделяется три сословия: жрецы – атраван; войны – ратайштар и крестьяне (земледельцы и скотоводы) – вастрьо- фшуайнт. В одном случае к ним добавляется и четвертое сословие – ремесленники – хути. Эти данные как представляется, вполне соотносятся с археологическими материалами.
Кюзели-гыр, вне всякого сомнения, был если не столичным городом, то, во всяком случае, центром земледельческой области (Присаракамышская дельта), которую можно сопоставить с единицей общественного устройства дахью – область, населенная племенем или союзом племен, которая упоминается в Яштах, а Кюзели-гыр мог быть резиденцией правителя области – дахьюпати. Подтверждением этому является открытый на памятнике дворцово-храмовый комплекс, в котором могли жить жрецы и войны. Во всяком случае, в присутствии военного гарнизона, учитывая систему фортификации городища, не приходится сомневаться.
Основой палеэкономической системы Древнего Хорезма было ирригационное земледелие, социальной основой которого были крестьяне-общинники, проживавшие в открытых поселениях на территории микрооазисов. Кюзели-гыр, во всяком случае, на раннем этапе своего существования, сосуществовало с Куюсайским поселением, основой хозяйства которого было скотоводство. Не вызывает сомнения, что группы скотоводческого населения в период РЖВХ-II были включены в палеоэкономическую систему Древнего Хорезма и их также можно отнести к социальной категории вастрьо-фшуайнт. На территории сельских поселений (Дингильдже, окрестности Кюзели-гыр) зафиксированы следы ремесленного производства (гончарство, кузнечное дело). В Южном Хорезме функционировал крупный производственный центр (Хумбузтепа). Эти факты однозначно свидетельствуют о выделении ремесла в отдельную отрасль хозяйства, в которой были заняты ремесленники – хути. Все эти процессы на территории Хорезма происходили до включения области в Ахеменидскую державу в качестве сатрапии. В это время Хорезм еще не был государством в традиционном понимании. Надо полагать, что также как и в других древнеземледельческих областях Средней Азии процессы социальной дифференциации общества происходили здесь автономно, без вмешательства извне, в результате развития социально-экономической системы области.