Accueil » конференции, Musées, Les organisations scientifiques, Nouvelles, Personnel » Доклад Т.К.Мкртычева на конференции в Музее Востока

Доклад Т.К.Мкртычева на конференции в Музее Востока

Т.К. Мкртычев, Государственный Музей Востока, г. Москва

Архитектура буддийских памятников Бактрии-Тохаристана

Презентация Т.К. Мкртычева_Страница_12

Презентация Т.К. Мкртычева

 

На сегодняшний день в Северной Бактрии-Тохаристане известно более 15 различных буддийских памятников, датирующихся в широком диапазоне от I до VIII вв. Несмотря на многочисленные работы по буддизму этого региона, архитектура буддийских памятников Северной Бактрии-Тохаристана до сих пор не стала темой специальных исследований.
Источники дают нам три основных типа буддийских сооружений:
– вихара (монастырь);
– чайтья (святилище, храм);
– ступа.
Согласно буддийской традиции, в строительстве буддийских сооружений принимал участие архитектор, который следил за соблюдением принятых правил. Это позволяет предположить, что при возведении буддийских памятников Бактрии-Тохаристана существовали кодифицированные архитектурно-планировочных решения, которые видоизменялись в зависимости от времени и региона.
Кушанский и посткушанский период I–IV вв.
Монастыри. Буддийские монастыри Северной Бактрии кушанского времени разделяются на наземные и наземно-пещерные.
Наземные монастыри (сооружение на северной вершине Кара-тепе, Фаяз-тепе, Уштур-мулло) имеют планировочную основу в виде квадратного двора с портиком по периметру; резервуаром для омовений в центре двора; с внутренней стороны по периметру двора расположены кельи; с одной стороны периметра – святилище; ступа вынесена за двор и расположена по одной оси со святилищем; святилища вокруг ступы (вариант).
Существовали варианты двухэтажных сооружений (монастырь на северной вершине Кара-тепе). Анализ показывает, что архитектурно-планировочное решение наземных монастырей Северной Бактрии базировалось на типичной кушанской планировке монастырей (Гандхара), которая получила местную (Бактрия) трансформацию. Местным элементом можно считать появление святилища – центральная целла (иногда с круговым обходом).
Наземно-пещерные монастыри (сооружения на южной и западной вершинах Кара-тепе) имеют:
наземные сооружения – двор (с портиком по периметру или перед фасадной стеной пещерной части); резервуар для омовений во дворе; ступа во дворе; подсобные помещения, ведущие на второй этаж; помещения второго этажа;
пещерные сооружения – центральная целла в вариантами обводных коридоров;
коридоры с кельями (нишами) на конце боковых стен; кельи для монахов.
Анализ показывает, что архитектурно-планировочное решение наземно-пещерных монастырей имеет два источника формирования: 1. пещерные буддийские монастыри Западной Индии; 2. пещерные погребальные сооружения Ближнего Востока.
Святилища (храмы). Имеющиеся примеры не дают оснований для определения типологии буддийских храмов Бактрии кушанского и посткушанского времени (Айртам, Дт-1, Дт-25, Зар-тепе).
Ступы отдельностящие (Зурмалла, Айртам, Зар-тепе). Можно предположить, что данные сооружения, скорее всего, входили в архитектурные комплексы (монастырей), которые до наших дней не сохранились.
Помимо специально построенных сооружений, вероятно, в позднекушанское –посткушанское время в Северной Бактрии-Тохаристане существовали буддийские памятники, которые обустраивались в построенных ранее сооружениях (Зар-тепе).
Раннесредневековый период (V–VII вв.)
Наземные монастыри (Аджина-тепа, Хишт-тепе) имеют центральный двор (помещение); четкое разделение на монастырскую и культовые части (по сторонам двора, помещения); включение ступы (ступ) в структуру сооружения (двор, помещение); святилище (несколько святилищ) в культовой и монастырской частях.
Анализ архитектурно-планировочных решений монастырей Тохаристана даeт основание говорить о северо-индийском (кашмирском) влиянии на формировании буддийской архитектуры региона.
Святилища (храмы). Имеющиеся примеры позволяют предположить, что при сооружении буддийских храмов Тохаристана руководствовались образцами местной культовой архитектуры (Калаи-Кафирниган, Кафыр-кала).
Подводя итог, анализу буддийской архитектуры Бактрии-Тохаристана I–VIII вв. н.э., можно выделить три внешних импульса, которые оказали влияние на ее формирование – гандхарский, ближневосточный, кашмирский. Следует подчеркнуть, что существовали значительные региональные традиции, во взаимодействии с которыми и сложилась буддийская архитектура Бактрии-Тохаристана.

Leave a Reply