Home » Историко-культурные регионы » Маргиана (Моуру, Маргуш).

Маргиана (Моуру, Маргуш).

Геннадий Андреевич Кошеленко

чл.-кор. РАН, ведущий н.с. Отдела классической археологии Института археологии РАН

         Ядром территории Маргианы служил Мервский оазис, сложившийся на землях дельты реки Мургаб, находившийся в самом центре пустыни Кара-Кум. Кроме того, в нее входили также и земли вдоль среднего течения реки вплоть до Туркмено-Хоросанского хребта. Человек начал осваивать эти земли в самом конце IV тыс. до н.э. (примерно с 3200 г. до н.э.). Вскоре здесь сложилась яркая и самобытная культура, обычно называемая Бактрийско-Маргианским археологическим комплексом (БМАК). Исследовались населенные пункты и некрополи. Интерпретация этих памятников – предмет многих дискуссий. Особенно дискуссионны все вопросы, связанные с религиозными воззрениями и сакральной архитектурой региона. Около 1760 г. до н.э. эта цивилизация гибнет (по не ясным для нас причинам). Вполне возможно, что БМАК имеет свой исток в Эламе.

Новая эпоха начинается около 1500 г. до н.э. Эта дата – дата начала раннего железного века, согласно современным представлениям. Некоторые исследователи считают, что в это же время появляется культура Яз-I (хотя это не доказано и многие ученые придерживаются старой концепции, предложенной В. М. Массоном относительно X века, как времени начала культуры Яз). Важны следующие обстоятельства: 1) культуры язовского типа дают непрерывную линию развития, что позволяет считать носителей этих культур одним этносом; 2) даже самые сильные стремления «сомкнуть» БМАК и Яз все же оставляют достаточно значительный разрыв, мешающий предполагать прямого наследования традиций БМАК в условиях раннего железного века; 3) культура Яз-I много более примитивна, нежели БМАК. Видимо, нет никаких оснований сомневаться в иранском этносе носителей культуры Яз. Для более раннего времени у нас нет никаких свидетельств, но материалы первых веков н.э. (в частности, остраконы из раскопок Гебеклы-депе) показывают, что население Маргианы говорило на парфянском языке. Впрочем, необходимо иметь в виду, что на древней стадии своего развития иранские языки были очень близки, как доказывают лингвисты. Этот тезис подтверждают китайские письменные источники, согласно которым народы, занимающие пространство от Давани (Фергана) до Аньси (Парфия) хотя и говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга. Письменных свидетельств относительно ранней истории Мервского оазиса  чрезвычайно мало. Тем не менее, мы, кажется, можем с достаточной долей уверенности утверждать, что этот регион был одним из первых, в  которых восприняли проповедь Заратуштры.  Свидетельства зороастрийской традиции говорят об этом совершенно бесспорно. В современной науке оставлена ранее достаточно популярная идея о существовании в Средней Азии ранней поры (до завоевания ее персами) больших государственных образований, типа Большого Хорезма. Видимо, типичными для этого региона в период первых веков I тыс. до н.э. были небольшие  рождающиеся государственные образования, существование и характер которых хорошо отражает Авеста. Таким прото-государственным образованием, видимо, и была и область Моуру (Мервский оазис). В середине VI в. до н.э. Мервский оазис, подобно большинству областей Средней Азии, был завоеван персами. Очень вскоре, в период утверждения власти Дария I, в Мервском оазисе, как и во многих других частях Ахеменидской империи, вспыхнуло мощное народное восстание против персидской власти. Характерной особенностью этого восстания в Мервском оазисе явилось массовое участие в нем населения, о чем сообщает Бехистунская надпись царя Дария (указывается число убитых и взятых в плен повстанцев, несопоставимое с числом  жертв в других областях державы). Можно предполагать, что именно тогда был оставлен старый центр оазиса Яз-депе и основан новый – известный сейчас, как Эрк-кала. В настоящее время новые источники, как письменные, так и археологические, позволяют оценить ахеменидскую эпоху,  несколько по иному, нежели это делалось ранее. Недавно обнаруженные письменные документы конца ахеменидской – начала эллинистической эпох показывают наличие эффективно действующей административной системы, чрезвычайно близкой тому, что засвидетельствовано в других частях империи. Социальные и политические структуры, выявляемые при анализе этих документов, также практически ничем не отличаются от того, что мы видим, например, в Персиде или Сузиане. Новые археологические исследования показывают разнообразие типов населенных пунктов. Не подлежит сомнению, что в ахеменидскую эпоху развернулось активное ирригационное строительство, отражением чего стала представленная у Геродота легенда о реке Акес и ирригационных сооружениях на ней, созданных по приказу Ахеменидов. Попытки ряда исследователей найти конкретную реку, упомянутую Геродотом, оказались безуспешными. Этот текст «отца истории», как и многие другие, необходимо воспринимать не буквально, а как отражение существующей традиции – в данном случае относительно масштабного ирригационного строительства в Средней Азии, осуществлявшегося персидской администрацией и обеспечивающего зависимость местного населения от властей. Начало эллинистической эпохи – это время похода Александра Македонского в Среднюю Азию. Место Маргианы в деятельности Александра является объектом достаточно горячих дискуссий. Дело в том, что завоевание Маргианы упоминается только Курцием Руфом. Латинский автор сообщает, что великий завоеватель, переправившись через реки Окс и Ох, вступил в Маргиану. Далее сообщается, что он основал здесь город и шесть крепостей. Причиной дискуссии является описка в тексте Курция Руфа. Вместо правильного грамматически ad urbem Margianam тексте ряда рукописей стоит ad urbem Marganiam. Эта совершенно обычная описка стала основанием для целого ряда гипотез. Основное содержание их – отрицание того, что Александр Македонский побывал в Маргиане и основал здесь город  Александрию. Эти взгляды были популярны в конце XIX – начале XX вв., но затем были оставлены (под влиянием археологических открытий, сделанных в оазисе). Однако, в недавнее время эту гипотезу попытался реанимировать швейцарский ученый К. Рапэн. Он полагает, что река Ох, которая упоминается Курцием Руфом (относительно реки Окса, естественно, никаких расхождений нет), — это Кундуз-Дарья. Соответственно, страна Маргания – одна из областей в пределах южной Бактрии. Принять эту схему невозможно, поскольку страна Маргания никогда и ни кем не упоминается, тогда как Маргиана многократно зафиксирована в источниках, известны и монеты, выпускавшиеся маргианским монетным двором. Проблема же с локализацией реки Ох должна решаться следующим образом. В песках Каракумов к западу от Амударьи существует мощное старое русло, являющееся продолжением реки Балх-аб. Оно тянется вплоть до Чарджуя. В многоводные годы еще в конце XIX века оно заполнялось водой. В античную эпоху, много более многоводную, чем нынешнее время, это русло функционировало как настоящая река, как это уже отмечалось в литературе. Таким образом, нет оснований сомневаться в том, что Александр Македонский посещал Мервский оазис. Он явно оставил какое-то количество греков в качестве жителей «основанного» им города, а также гарнизоны на стратегической магистрали. По всей видимости, греки Маргианы участвовали в том восстании греков-колонистов, которое вспыхнуло в 323 г. до н.э., сразу после смерти великого завоевателя. Разгром восставших и массовое убийство их были результатом начавшегося конфликта среди руководителей армии. Мы абсолютно не знаем, что происходило в последующие годы в Маргиане. Известно только то, что город был разрушен «варварами», как сообщает Плиний Старший. Однако, не ясно разрушили ли его кочевники (некоторые исследователи постулируют движение кочевников в конце IV в. до н.э.) или местное население оазиса. Возрождение Мерва и его округи происходит в начале III в. до н.э., когда Селевк I назначил соправителем, управлявшим восточными сатрапиями государства Селевкидов, своего старшего сына Антиоха (в дальнейшем царя Антиоха I). Письменные источники свидетельствуют о том, что при Антиохе и его непосредственных преемниках Селевкиды уделяли огромное внимание восточным (в первую очередь среднеазиатским) сатрапиям своего царства. Письменные источники говорят о том, что он заново основал главный город области Маргиана. Современные исследователи единодушно считают, что результатом этого акта было создание огромного города – современное городище Гяур-кала. Кроме того, была создана также круговая стена, охватывающая непосредственную округу города (его хору). Эта стена еще в конце сороковых годов прошлого века была достаточно хорошо заметна, и она была зафиксирована исследователями (местное население называло ее Гилякин-Чильбурдж). Широко распространенное ранее мнение о том, что «стена Антиоха» находится на северной окраине оазиса, оказалось не верным. Эта стена относится к сасанидскому времени. Начало эллинистической эпохи характеризуется уменьшением числа населенных пунктов. Необходимо отметить, что аналогичный процесс фиксируется и в Северной Бактрии. Однако, этот процесс не надо абсолютизировать. Имеются некоторые природные факторы, которые заставляют думать, что число населенных пунктов эллинистической эпохи могло быть значительно большим, нежели зафиксировано их сейчас. Дело в том, что эти населенные пункты должны были быть сконцентрированы в центральной части оазиса, в непосредственной близости от Гяур-кала. Но именно в этой части оазиса, как показали исследования почвоведов, наличествует наибольшая толщина агромелиоративных осадков – местами до 6 м. Естественно, если памятник существовал относительно короткое время, он вполне мог быть поглощен этими слоями. Маргиана в эллинистическую эпоху входила сначала в состав государства Селевкидов, затем – Греко-Бактрийского царства. В середине II в. до н.э. она была завоевана парфянами. Обычно считается, что наиболее характерной чертой эллинистической цивилизации является взаимодействие греческой и местной культур. К сожалению, состояние источников таково, что в применении к ряду областей это взаимодействие может быть прослежено только в ограниченном числе сфер. В частности, влияние греков на материальную культуру местного населения Маргианы при нынешнем состоянии источников может быть прослежено в трех сферах: фортификации, изобразительном искусстве, производстве керамики. Фортификация эллинистической эпохи сейчас детально прослежена при раскопках укреплений Гяур-калы (юго-западный угол укреплений). Было выяснено, что самая первая фортификационная система была выполнена в полном соответствии с эллинистическими принципами. Изобразительное искусство может быть изучено на примере терракотовой пластики. Отметим, прежде всего, что в Средней Азии в целом в раннем железном веке данный вид искусства полностью отсутствовал. Видимо, аниконизм был одним из важнейших принципов мышления (видимо, под влиянием зороастризма) местного населения. Появление терракотовых статуэток в Маргиане – результат влияния греков. Характерно, что первоначально в репертуаре терракотовой пластики присутствовало ограниченное число типов, главным образом женских. В связи с рассмотрением этой проблемы необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство: Парфиену и Маргиану населял один и тот же народ – парфяне. Но в Маргиане после прихода греков этот вид искусства расцветает, в то время как в Парфиене нет никаких следов его присутствия. Почему это происходит? В настоящее время нет ответа на так поставленный вопрос, но то, что за ним скрывается большая проблема – это несомненно. Что касается керамического производства, то здесь, кажется, наблюдается закономерность, прослеживаемая и в других областях среднеазиатского региона. Происходит достаточно быстрое освоение типичных греческих форм, среди которых наиболее показательны «рыбные блюда», кратеры и т. п. При этом технология остается местной, традиционной. И только позднее происходит переход на греческую технологию, что, видимо, связано с переселением ремесленников-профессионалов. Маргиана входит в состав парфянской державы в середине II в. до н.э. Она становится важнейшим форпостом Аршакидов на Востоке. Результатом этого стало повышенное внимание к  этой области со стороны имперских властей. В Мервском оазисе создаются новые каналы и строятся новые населенные пункты. Характерной особенностью их было то, что они создавались по единому исходному плану, будучи с прямоугольным или квадратным планом с мощной фортификацией. Архитектура Маргианы – проста, но в то же время монументальна. Общий экономический подъем находил выражение в развитии различных видов ремесла, развитии товарно-денежных отношений, о чем свидетельствуют крайне многочисленные находки бронзовых монет местного чекана.  Мерв (Антиохия в Маргиане) в первые века н. э. стала важным пунктом на основной трассе «Великого шелкового пути». Важнейшими факторами, определявшими развитие культуры Маргианы в парфянское время, были следующие. Влияние официальной идеологии Парфянской державы – важнейший фактор. Поскольку экономический подъем Маргианы был в значительной части результатом деятельности центральной администрации, вкладывавшей огромные средства в инфраструктуру области, то и отношение основной массы населения к государству и его представителям было, в основном, позитивным. Отражением этого является то, что огромная коллекция булл, найденная при раскопках Гебеклы-депе, в качестве одного из самых главных сюжетных наборов имеет группу сюжетов, в которых прославляется царская власть. Изучение булл показывает, что чисто греческие сюжеты начинают уходить из репертуара маргианского искусства. Значительная часть репертуара – чисто иранская, близкая в этом отношении многим другим коллекциям. В то же время необходимо указать на то, что целый ряд типов изображений на буллах предвосхищают репертуар сасанидского искусства, на что до сего времени не обращали должного внимания. Мелкая терракотовая пластика в это время переживает свой расцвет. Резко увеличивается число типов, а также вообще число мастерских, в которых производят эту продукцию. Необходимо указать, что образ царя в виде всадника-победителя проник и в коропластику. Мы знаем, что в это время развивается и живопись и крупная скульптура, но их находки представлены в очень незначительном количестве. Особая тема – история религии. По всей видимости в Маргиане традиционно сохранялись зороастрийские верования, хотя и подвергшиеся  определенной модификации. В конце парфянского периода сюда проник буддизм, получивший достаточно широкое распространение. Наконец, необходимо отметить возникновение той особой интернациональной среды, которая оказалась благоприятной для принятия в начале сасанидского (следующего исторического) периода двух новых религиозных систем: христианства и манихейства. В конце парфянской эпохи Маргиана обладала очень значительной степенью автономии, ею, кажется, управляла местная династия – младшая ветвь Аршакидов. При Ардашире I Мерв вошел в состав Сасанидского государства в качестве вассального царства, но уже при Шапуре  I этот статус был утрачен и Мерв стал органической частью державы. Он стал важнейшим форпостом Сасанидов на восточных рубежах. Соответственно, город и его область иногда оказывались под ударами восточных соперников государства. Какое-то время Мерв даже являлся центром сасанидо-кушанского наместничества. В городе функционировал достаточно важный монетный двор. Сасанидская эпоха характеризовалась дальнейшим развитием тех тенденций, которые обозначились в парфянское время. Хотя размеры орошенной территории не увеличились, но возросло число населенных пунктов и густота ирригационной сети. К концу эпохи обозначилось новое явление – появление первых замков, вокруг которых начали формироваться свои поселки. Культура Мервского оазиса в это время переживает период подъема. Хотя зороастризм продолжает оставаться господствующей религиозной системой, в Мерве появляются миссионеры других вероучений. Раньше других появляются, как мы уже писали, приверженцы буддизма. Здесь были открыты две ступы: одна на территории Гяур-калы, другая – непосредственно за городскими стенами. Отсюда происходит ряд находок, связанных с культом Будды. Особенно интересны тексты, написанные на пальмовых листьях. Хотя сохранность текстов далекая от идеальной, но тем не менее удалось выяснить, что здесь представлен не один связный тест, но подбор коротких текстов, который был предназначен для миссионеров-буддистов. В третьем веке в Мерве появились христиане. Вскоре мервская кафедра приобрела особое значение. Мервский епископ очень скоро приобрел статус митрополита. Мервская митрополия была главным центром распространения христианства на восток, за пределы государства Сасанидов. Иногда мервские митрополиты оказывали решающее воздействие на ход церковных событий. Жизнь мервских христиан нашла отражение в значительном числе письменных произведений (на ряде языков). На территории оазиса зафиксирована церковь (Хароба-Кошук), неоднократно находились предметы, связанные с христианским культом. Мерв стал важным центром еще одной мировой религии – манихейства. После того как в центральных частях государства начались гонения на манихеев, значительное число их двинулось на Восток, на некоторое время Мерв стал главным центром этого вероучения и его миссионеры вскоре достигли даже Китая. Заметны новые явления и в искусстве. По-прежнему важную роль играет коропластика, но нам известны и монументальные произведения. В частности, при раскопках одной из ступ в Мерве была найдена гигантская голова глиняной статуи Будды. Развивалась и живопись, которую мы знаем на основе нескольких произведений вазописи. Настоящим шедевром является ваза, также найденная при раскопках буддийской ступы. Но фрагменты таких произведений находились и в других местах. Коренные перемены в жизни оазиса произошли в середине VII в. Арабское завоевание докатилось и до Мерва. Глубоко символично, что последний сасанидский царь нашел свой конец в Мерве – крайнем восточном форпосте царства. История Мерва в последующее время далеко выходит за скромные рамки моих возможностей.   Специально для сайта «Археология Средней Азии»

Один комментарий к Маргиана (Моуру, Маргуш).

  1. Нурмухаммед

    Благодарю — Геннадий Андреевич Кошеленко за то что он писал хорошие статьи, открывал этот очень интересный Сайт! Думаю, его надо наградить за Труды!
    Все же надо было писать тут и статьи о новом периоде Мерва (например, арабские халифаты и т.д.).Ведь сколько научно-культурно-экономическо-международное… происходили в Новом исламском средневеком Мерве! Поэтому если не сам, то Кошеленько должен был размещать хотя бы цитаты или части хороших статей об этом периоде!
    С лучшими пожеланиями — Н.Юсупов. 7 апрель 2017 год

Добавить комментарий