Accueil » Les organisations scientifiques, Nouvelles » Отдел классической археологии ИА РАН (доклады)

Отдел классической археологии ИА РАН (доклады)

 

                                 Алексеева Екатерина Михайловна,

 ведущ. н. сотр. ИА РАН, доктор ист. наук.

     На заседании Отдела классической археологии  ИА РАН  29 января 2013 года был зачитан доклад Е.М.Алексеевой «Надгробия некрополя Горгиппии» (раздел подготавливаемой к изданию монографии «Некрополь античного города Горгиппии»). Е.М.Алексеева Все горгиппийские надгробия являются случайными находками в пределах некрополя Горгиппии, античного города и современной Анапы. Самое раннее надгробие из Анапы найдено в пределах некрополя раннего греческого полиса cер. VI-V вв. до н.э. (Синдской Гавани ?) вместе с краснофигурными скифосом и ойнохоей – прямоугольная известняковая плита без фронтона и рельефов в массивном грубом постаменте с отверстием. Эпитафия на смешанном ионийско-дорическом диалекте датируется 80-ми гг. V в. до н.э.: «Филоксен, сын Келона из Пелопоннеса из Гелики». Коллекция надгробий собственно Горгиппии насчитывает многие десятки, учтено около 80. Я делю их на 6 групп, что в целом отражает разнообразие всех боспорских надгробий.    

  I .Многоярусные стелы –  группа дорогих чаще мраморных памятников I-II вв. Сюжеты ярусов самостоятельны и отражают разные аспекты мифологемы, связанной с темой смерти. Может быть представлен как обрядовый цикл целиком, так и отдельные его части. Среди сюжетов выделяется несколько основных (сцена загробной трапезы – апофеоз героя-умершего, сцена загробного выезда всадника с доспехами).  Противостояние двух миров –геральдика фигур).Сюжеты дополнены каноническими символами, подчёркивающими статусность персонажей. Завершают стелы акротерии – символ метафоры прорастания, череды жизни и смерти. Вертикаль такой стелы исследователи рассматривают как модель многоуровневой модели мироздания с прорастающей жизнью.

II. Надгробия эллинского облика в виде прямоугольных плит c венчающими карнизами или фронтонами, с рельефными фигурами в эдикуле, с вырезанными эпитафиями и без. Поздний эллинизм и первые века н.э. обычные сюжеты: сцены прощания, стоящие мужские и женские фигуры, гоплиты, всадники, воины-копьеносцы со щитом, – большинство с маленькими фигурками слуг. Для надгробий двух первых групп очевидна деятельность собственной городской  школы резчиков на рубеже тысячелетий, в I и начале II в. н.э.

III. Прямоугольные плиты с рельефными изваяниями мужских и женских полуфигур.

IV Статуарные надгробия-полуфигуры. Эти две группы стилистически близки, их отличает ярко выраженная варваризация образов и отсутствие эпитафий, всегда в известняке, эпоха эллинизма. Изображение мужских и женских фигур канонично. Косвенные данные (главным образом, округа Пантикапея, Таманский п-ов, город Анапа) датируют обе группы эпохой эллинизма. Одежда персонажей греческого образца (хитон, гиматий), примитивное архитектурное оформление (пилястры по бокам плит с капителями и базами) в сочетании с этническим типом широких скуластых лиц с большими глазами (стремление к портретности, отражение типа лиц местного населения), оружие местного образца на статуях воинов (горит со стрелами, короткий меч), остроконечный головной убор типа башлыка, – всё это свидетельствует о синкретизме культуры с эпохи эллинизма. Очевидна работа специализирующихся мастерских.

V. Антропоморфные изваяния. Учтено ок. 20 примитивного исполнения, из них 7 связаны с перекрытиями детских захоронений, 1 – сдвоенный, все из ракушечника и без эпитафий.  Использование в качестве надгробий не подтверждено, скорее,  –  апотропеи и маркеры мест совершения ритуальных действий. Один антропоморф мраморный с тремя ярусами рельефных изображений, увенчан акротерием, с эпитафией I- начала II в. н.э. VI. Прямоугольные плиты с венчающими рельефными фронтонами и розеттами в них. Поле плиты в древности оформлялось красками, краской наносилась эпитафия.

Leave a Reply