Home » Новости » Зооморфные изображения на керамике Средней Азии

Зооморфные изображения на керамике Средней Азии

Сергей Борисович Болелов

зав.отделом археологии Средней Азии

Государственного  Музея Востока, к.и.н.

DSC_0290

В коллекции керамики Кампыртепа, пожалуй, наиболее многочисленной, полученной в результате раскопок античных памятников на территории Северной Бактрии обращают на себя внимание небольшие столовые сосуды закрытой формы  с двумя симметрично расположенными ручками на плечиках. Ручки сформованы в виде животного с вытянутой мордочкой, обращенной к устью сосуда. Туловище животного украшено насечками передающими шерсть (рис.1). Слайд1 По поводу определения вида животного существует две точки зрения. Одни ученые видят в нем ежа (Пугаченкгова Г.А., Пидаев Ш.Р) другие – Кабана (Шейко К.А., Болелов С.Б., Кругликова И.Т.). Изображения ежей, выполненные в глине или в металле в комплексах античного периода на территории Средней Азии исчисляются единицами (рис.2). Слайд2 Но ни по стилистическим особенностям, ни по морфологическим признакам они в коей мере не напоминают бактрийские зооморфные ручки. Отдельные изображения (терракотовые фигурки) кабанов на территории Средней Азии вовсе не известны (во всяком случае, не опубликованы), но, основании некоторых аналогий, на мой взгляд, их следует все-таки считать кабанами. Так, по стилистике и по морфологическим признакам они очень близки фигуркам кабанов их Хотана ( Восточный Туркестан) (рис.6). Слайд6 Находки зооморфных ручек сосудов в виде кабанов были найдены и на других бактрийских памятках (поселение Шор-тепа, Хатын-Рабат, Зар-тепе, Термез, Дильберджин). Топография находок этих предметов однозначно указывает на то, что распространены они были только в районе Термеза и южной части долины Шерабад-дарьи. Во всяком случае ни в северной и центральной частях долины Сурхан-дарьи, ни на территории южного Таджикистана они не встречаются (рис.4). Слайд4 Обращает на себя внимание и достаточно узкая хронология этих находок. Ручки в виде кабанчиков на Кампыр-тепа найдены только в слоях Нижнего города, которые по данным нумизматики твердо датируются в пределах середины I в. н.э – первой трети II в. н.э. Этим же временем датируются находки этих ручек и на других памятниках. Примечательно, что ни в более ранних (Мирзакултепа, кушаноюэджийские слои цитадели Кампыртепа), ни в более поздних (Ак-курган, Кара-тепе) археологических комплексах они не встречаются. В то же время в период Великих кушан и позднее на всей территории Бактрии довольно широко были распространены ручки сосудов с изображениями других животных: обезяна, хищник из породы кошачих, птица, собака (рис.5), появление которых справедливо, на мой взгляд,  был связан с индо-буддийской культурной традицией, птицы на ручках сосуда, возможно, появляются на бактрийской керамике в результате западного культурного влияния. Слайд5 Следует заметить, что практически те же виды животных представлены и в Хотанской коллекции ГЭ.  Кабаны на ручках бактрийских сосудах появляются внезапно, существуют в пределах одного, в общем-то, небольшого региона сравнительно короткий промежуток времени и также внезапно исчезают. Надо заметить, что никаких прототипов этому изображению на территории Бактрии нам не известно, также не известны и реплики подобных ручек в более поздних комплексах. На мой взгляд, эти обстоятельства не позволяют связывать появление фигурок кабанов на сосудах определенного типа, и только на них, с местной культурной традицией, так же как и с традицией близлежащих областей. На территории Средней Азии в эпоху античности довольно широко были распространены  сосуды с зооморфными ручками (см. карту-схему рис. 7), однако, как показывает даже весьма поверхностный анализ материала, в каждом регионе выявляются свои специфические черты. Это дает повод для размышления на предмет не только семантического значения изображения животного на ручках, но также о путях и причинах их появления в конкретном регионе. Слайд7 Наиболее ранние зооморфные изображения на ручках сосудов известны в Хорезме (Древнехорезмийский период – IV-II вв. до н.э.). Это красноангобированнные кувшины и амфоровидные ритоны с так называемыми «львиноголовыми ручками». Львы в отдельных случаях (рис. 8) иногда замещаются антропоморфными изображениями, причем, что особенно следует подчеркнуть, на сосудах той же формы. Слайд8 Причины появления этих изображений не вызывают сомнения – это результат мощного культурного влияние из северо-западных Прикаспийских областей  позднеахеменидского Ирана, которое четко фиксируется в Хорезме после крушения Персидской державы в конце IV в. до н.э. Хорезмийские керамические сосуды изготавливались в подражание металлическим образцам. Достаточно вспомнить золотой кувшин с львиноголовой ручкой  из Амударьинского клада. Сосуды с зооморфными ручками довольно широко представлены в керамическом комплексе Джетыасарской культуры. Здесь известны изображения птиц, баранов, волков или собак, верблюдов на ручках кружек, кувшинов, ковшов (рис.10). Слайд10 На курильницах специфической формы, характерных только для джетыасарской культуры помещались изображения козлов. Появление всех этих животных, в качестве оберегов на ручках сосудов и на курильницах, вполне убедительно, на мой взгляд,  объяснял Б.А. Литвинский, который объяснял семантику этих изображений с религиозными и культовыми представлениями индо-иранцев, распространенными в среде скотоводческого населения Евразии от низовьев Дона до предгорий Алтая. Видимо эти представления, уходящие корнями в глубокую древность и связанные изначально с тотемическими культами, впоследствии нашли свое отражение в авестийских гимнах, что дало основание соотносить почти все изображения указанных животных с персонажами авестийского пантеона, в большинстве случаев с Фарном или Вертрагной. Таким образом, появление этих животных на джетыасарских сосудах можно отчасти связать с местной культурной традицией, если принять гипотезу об ираноязычной основе Джетыасарского населения.   Особняком стоят  ручки, изображавшие медведя (рис. 9), животного, которое в Авесте и Ригведе не упоминается, и вряд ли известного магам и жрецам передавшим  из уст в уста священные гимны. Слайд9 Безусловно, образ медведя и верования связанные с ним были привнесены на территорию Джетыасарского урочища на рубеже н.э. Наиболее близким регионом, где медведь широко представлен в качестве культового животного, является лесная зона Зауралья и Западной Сибири, область распространения  археологических культур угоро-самодийского круга. Возможно, появление на территории Джетыасарского урочища изображений медведя, наряду с металлическими антропоморфными изображениями и налепами, связано с миграцией групп этого населения В области Средней Сырдарьи зооморфные ручки появляются, вряд ли ранее рубежа н.э. Следует отметить, что в более ранние периоды изображение животных здесь не известны. В этом регионе, безусловно, преобладают изображение барана (рис.11). Слайд11 Известно лишь несколько ручек с изображениями кошачьего хищника. По мнению Б.А Литвинского зооморфные ручки Средней Сырдарьи появились на керамике на основе местных верований связанных с Фарном, которые уходят корнями в религиозные и мифологические представления сакских племен («саки, которые за Согдом»), оказавшихся как считает Б.А. Литвинский под наибольшим влиянием зороастрийской традиции. Однако, как представляется, в настоящее время этот положение требует серьезной корректировки. Во всяком случае, довольно трудно объяснить, почему зооморфные ручки и изображением барана и не только появляются практически одновременно и на территории Сарматии и на территории Средней Азии, тем более, что существует точка зрения (М.П. Абрамова), что эти ручки впервые появляются совсем не в сарматской среде. Таким образом, можно констатировать, что появление сосудов с зооморфными ручками в различных регионах было вызвано разными причинами. В результате прямого культурного влияния, как, например, в Хорезме; в результате миграций групп населения – суперстрата на новые территории и, как следствие этого, привнесения и внедрение новых элементов в традиционную культуру  местного населения-субстрата.  Наконец определенная трансформация традиционных религиозных представлений местного населения, выраженных в новых пластических формах. В связи с этим вернемся к бактрийским ручкам в виде кабанчиков. Аналогий, даже отдаленных на территории Средней Азии они не имеют, впрочем, так же как и прототипов на территории собственно Бактрии.  Это дает основание считать их привнесенным элементом в бактрийской керамической традиции периода Великих Кушан. Наиболее близкой аналогией, как по стилистике, так и по морфологическим признакам являются ручки сосудов, распространенные на территории европейского Боспора (Восточный Крым) в первые века н.э. (рис. 12). Слайд12 При этом следует подчеркнуть, что на территории Азиатского Боспора они, кажется, не встречаются. Среди исследователей нет единого мнения, по поводу этно-культурной принадлежности данных ручек. Во всяком случае, существует довольно аргументированная точка зрения о том, что они не сарматского происхождения.  Тем более, что на территории Сарматии, как европейской, так и Азиатской они практически не известны, здесь безусловно преобладают (в том случае когда можно определить вид животного) ручки в виде баранов. Исключением является широко известный сосуд из погребения у с. Косики в Астраханской области (рис. 13). Слайд13 По  мнению М.П. Абрамовой керамика с зооморфными ручками была не сарматской по происхождению, а местной в каждой из рассмотренных областей, в том числе и на Северном Кавказе. То есть, керамика с зооморфными ручками изначально появилась в не сарматской среде, а позднее уже была воспринята сарматами и переработана в соответствии с их идеологическими представлениями. Хотя данное положение, безусловно, требует основательной и широкой аргументации. Что касается сосудов в виде кабанчиков, то сам факт компактного распространения этих изделий на небольших и на столь отдаленных друг от друга территориях  (Восточный Крым, северо-западная Бактрия, Восточный Туркестан) в одно и тоже время дает основание выдвинуть гипотезу о том, что эти ручки в определенной степени являются этно-культурным индикатором.  Если принять положение, о том, что эти ручки появились на территории Бактрии в результате инновации, то можно поставить вопрос о проникновении каких групп, не обязательно сарматского населения на территории Бактрии в эпоху правления Великих Кушан.

Добавить комментарий