Home » Новости » Как мы открыли археологическую выставку «Эллины в сердце Азии»

Как мы открыли археологическую выставку «Эллины в сердце Азии»

Н.Д.Двуреченская

Первый опыт открытия выставки

И в этом году Узундара осталась себе верна. Сворачивали мы лагерь под нависшими свинцовыми тучами, готовыми обрушить на нас всю силу своего недовольства нашим затянувшимся пребыванием там, где люди редкие гости. DSC_0163   В этот раз мы рассчитывали только на силы двух  УАЗов, от трактора пришлось отказаться. Положение осложнялось тем, что мы приняли решение спустить вниз и довести до поселка Гагарина около двух тонн керамики, которую не успели обработать из-за нехватки воды, да и рук. Необычайно богатый комплекс керамики, как это часто случается, увеличился кратно в последние дни раскопок, когда уже добирался последний слой заполнения восточной башни цитадели. Он хорошо датируется стратиграфически и перекрыт слоем с монетой Евтидема. Кроме того, он содержал много подклеиваемых форм, обещавших дать нам не только археологически целые сосуды, но и реально восстановленные развалы нескольких хумов, фляг и прочей тарной и столовой посуды. С раннего утра обе машины сновали на гору и вниз, как челноки, подгоняемые ветром и угрозой с запада, где по  ущелью ниже вершины горы, будто из-подтишка врывались грозовые тучи, вблизи похожие на густой белый дым быстро заполняющий пространство, подталкиваемый неведомой силой и суля не только дождь, но и последующую возможность схода сели. Мы очень торопились. И не зря!

DSC_0151

Опасные маневры для перевоза керамического комплекса в целости

Во избежание риска подъема по мокрой и скользкой горной дороге принято было решение людей отправить вниз пешком до асфальтной дороги. Стихия не заставила долго ждать, дважды дикий холодный ливень с градом обрушивался на наших ребят. Первый раз когда было снято и вывезено в близлежащий поселок Сайроб почти все оборудование и когда некуда и не под что было укрыться на месте лагеря и второй раз уже во время пешего спуска с горы. Отсутствие мобильной связи и неработающие рации все-таки разминули спускавшихся археологов и машину мчавшуюся им навстречу, вследствие чего не удалось избежать рискованного подъема Олега по скользкой дороге вверх с потоками грязи и дождя под буксующими колесами с серьезным риском на этой итак опасной дороге.

DSC_0149

Первый раунд ливня уже перенесли. Радуга и солнце дали небольшую передышку.

Наконец вымокшие и вымотанные мы все собрались в гостеприимном доме сайробского жителя Сайдулло Бердиева, отец которого в свое время пробил дорогу через крепость Узундара. И начался заслуженный отдых и пир. Следующим утром – наступило 9 мая — День Победы. Мы забрались ввосьмером в наш УАЗ  и отправились в самое красивое место, возвышающееся над кишлаком Сайроб, где в прошлом веке был разбит великолепный парк, и  поставлен обелиск павшим советским воинам. Больше двухсот сайробцев отдали свои жизни в Великой Отечественной войне. DSC_0172 Возложив алые маки, и помянув солдат, среди которых был и родственник нашего Сайдулло, мы вернулись в дом, начав сборы по переезду  и перевозке керамики и находок в пос. Гагарин.DSC_0170 Несмотря на всего 80 км отделяющих Сайроб и Байсунские горы от правого берега реки Амударьи в районе крепости Кампыртепа переезд завершился лишь к вечеру. На следующий день дожди нагнали нас и здесь, правда потеряв всю свою суровость. И даже воспринимаемые здесь как просто радость свежей прохлады. Комплектование керамики на хранение и помывку, замачивание наилучших форм и отмывка их от известкового налета и глины началась практически сразу.

DSC_0179

В поселке Гагарин, почти с колес мытье керамики

Нас толкало желание успеть подготовить  к выставке хотя бы часть самых ярких новых керамических форм, для того чтобы дать мало-мальское представление о великолепии и многообразии полученного экспедицией в этом сезоне  эллинистического материала.  Параллельно велась работа по подготовке машин к перегону в Ташкент и в Москву. Время наступало нам на пятки, все понимали, что три дня, заложенных нами для монтирования выставки это предельный минимум и любая заминка может сорвать открытие. Поклеить удалось совсем немного сосудов из-за несмываемого даже кислотой известкового налета, дождя и недостатка времени.

DSC_0392

Малая толика столовой посуды наилучшей сохранности

Но мы все же взяли  некоторую часть с собой (как выяснилось позже — не зря). Водрузив две целых хумчи раннеэллинистического времени из Кампыртепа и Гишттепа в старенький «Москвич» а все остальное в УАЗ 12 мая мы отправились в Ташкент.

DSC_0407

легендарный непотопляемый с 2013 года «Москвич»

Машины не подвели. Даже москвичонок был удачно перегнан для работы уже в следующей экспедиции на раннесредневековом памятнике близ Ташкента на городище Каршаул, где и был оставлен вместе с содержимым и самым опытным участником нашей экспедиции К.А.Шейко.

DSC_0427

У Джизака нас настигают сумерки

С утра 13 мая мы торопились вызволять из поселка Дустлик, расположенного в 60 км от Ташкента Константина, сотрудника Караван-Сарая культуры имени Икуо Хироямы, где и планировалось проводить выставку. День был несколько скомкан нервным срывом начальника экспедиции, внезапно среагировавшего на все еще предстоящие сложности с завершением полевого сезона и предстоящим открытием выставки. И вот уже 14 мая – лишь к полудню были утверждены все наши материалы к распечатке директором и дизайнером культурного центра Караван-Сарая, а во второй половине дня мы отыскали ателье, где была заказана печать 26 фото для экспозиции. Несмотря на цейтнот в обед мы выкроили время и всем составом посетили нашего дорогого учителя и руководителя Тохаристанской археологической экспедиции Эдварда Васильевича Ртвеладзе, для того чтобы  поздравить его с днем рожденья.

DSC_0035

На дне рожденье академика Э.В.Ртвеладзе

К концу дня двое сотрудников составили опись 76 находок нашей экспедиции за предыдущие годы, что хранились в Институте искусствознания АН РУз для передачи на время проведения выставки в Караван-Сарай культуры. До завершения дня они успели подписать ее у директора Шакира Расульевича Пидаева и соответственно успели перенести и вещи из Института искусствознания в хранилище культурного центра. В подвале Караван-Сарая, где велась подготовка будущих экспонатов, их очистка и доклейка,  раскладывались сувениры и буклеты по только подготовленным пакетам – вся команда дружно трудилась не покладая рук, с не дюжей смекалкой решая массу мелких задач по  лучшей подаче  наших материалов из подручных средств. В ход пошли даже купленные в канцелярии оргалитывые линейки, из которых монтировались подставки. Растапливался воск свечей для изготовления оттиска с терракотовой матрицы. К концу дня в рабочем кабинете не было места, куда без опасения что-нибудь задеть, можно было бы ступить.

DSC_0043

Алексей Горин готовит к экспонированию монеты Узундары

DSC_0042

В процессе подготовки выставки, в подвале Караван-Сарая

И вот 15 мая день открытия выставки начался монтаж фото, главного баннера и заполнение витрин находками. Параллельно велась доклейка нескольких керамических форм. Одной из последних была крупная фляга с рельефным концентрическим орнаментом на лицевой стороне из нижнего слоя восточной башни цитадели Узундары. Ее внесли в зал уже полный людей за минуту до открытия, и не найдя возможности разместить в витрине с узундаринской керамикой, разместили с кампыртепинскими вещами. Позднее это конечно было исправлено.

DSC_0455

Виктор Мокробородов у баннера нашего института в фойе Караван-Сарая

За два часа до открытия выставки мужчины нашего Бактрийского отряда дали возможность нам с главным художником и оформителем всей выставки Марией Тульновой удалиться и подготовиться к открытию.

DSC_0416

Главный художник и оформитель выставки Мария Тульнова, также автор большинства фото и  сувениров.

Оставив в электронном виде этикетаж под все витрины для распечатки, мы со спокойным сердцемпоехали по Ташкенту, пышущему дневным жаром. Вернувшись обратно через час с небольшим мы узнали, что компьютер сыграл злую шутку и не сохранил файл с подписями к находкам. Ребята спасали ситуацию как могли сами, и за несколько минут до открытия продолжалась работа по размещению этикеток.

11238266_10204234620931177_5487153382646763000_n

Олег Двуреченский и Александр Гладченков при составлении этикетажа

Тем не менее настроение у всех было приподнятым, зал был заполнен подлинными вещами эпохи эллинизма, содержательными фото с любимых памятников, художественными реконструкциями и 3-D моделью археологических объектов.

DSC_0441

Зал в ожидании открытия

А главное — приехали наши дорогие учителя и среди них в первую очередь Замира Исмаиловна Усманова, Эдвард Васильевич Ртвеладзе. В фойе Караван-Сарая и во дворике, кроме знакомых археологов С. Ильясовой, В.Миносянца, С. Никитенко и др., уже собралось довольно много народу совершенно нам не известного, а также различных журналистов, что говорило о неподдельном интересе к теме, поднятой нами на выставке.

DSC_0369

Константин Александрович Шейко дает интервью до открытия выставки

Сами материалы выставки мы представим развернуто в следующей статье. Сейчас же отметим лишь, что первая выставка, посвященная итогам десятилетних работ Бактрийского отряда Среднеазиатской археологической экспедиции совместно с Тохаристанской экспедицией не стала «комом», а вполне успешно состоялась. Получив такой бесценный опыт, надеемся расширить этот вид деятельности и еще ярче доносить до широкой общественности материалы своих исследований.

Один комментарий к Как мы открыли археологическую выставку «Эллины в сердце Азии»

  1. […] См. также: АРХЕОЛОГИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


шесть − = 0

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>