Доклад Г.Э.Вересоцкой на конференции в Музее Востока
18.12.2014 | Разместил Nigora в конференции, Музеи, Новости |
Г.Э. Вересоцкая
Государственный музей Востока,г. Москва, РФ
ИССЛЕДОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ МОЗАИЧНОГО ДЕКОРА ЛАРЦА-ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦЫ КОНЦА III ТЫС. ДО Н.Э. ИЗ ЦАРСКОЙ ГРОБНИЦЫ ГОНУР-ДЕПЕ (ТУРКМЕНИСТАН)
Презентация Реставрация фрагмента из Гонур-Депе часть 1
Вересоцкая презентация часть 2
В 2011 году были начаты работы по консервации сохранившихся фрагментов стенок ларца-дарохранительницы, обнаруженных в процессе археологических раскопок гробницы № 3230 царского некрополя Гонур-Депе.
В 2004 году в процессе полевой консервации фрагменты обнаруженных мозаик были зафиксированы профилактической заклейкой из капроновой сетки на 10% полимерный клей Паралоид Б–72 (реставратор Н.И. Чудновская), после чего они были извлечены из завала и уложены на хранение в фанерный ящик. В погребении № 3230 были обнаружены фрагменты трех стенок ларца-дарохранительницы, лежащие на разных уровнях.
Фрагмент с условным номером 3230-16 обнаружен в завале лежащим лицевой поверхностью вниз. Возможно, что это была нижняя или боковая стенка перевернутого ларца-дарохранительницы. Мозаичный геометрический орнамент, составленный из светлых квадратных и прямоугольных тессер, смонтирован в кесонные блоки на известково-песчаный раствор (образцы №№ 1, 3, 7, 9: химико-технологическое исследование образцов археологического материала Гонур-депе – В.Н. Киреева). Размер мелких деталей орнамента колеблется от 4 до 5 мм. Кесонные блоки, вероятно, были скреплены деревянным реечным каркасом, но сейчас дерево полностью истлело и между блоками образовались пустоты, которые постепенно заполнились барханным песком.
Фрагмент стенки ларца-дарохранительницы поступил на реставрацию в руинированном состоянии: лицевая поверхность представляла собой хаотичное нагромождение лессово-песчаных комков грунта, в которые были вкраплены кусочки мозаичных тессар из белого материала. Штукатурный грунт тыльной поверхности фрагмента был укреплен марлевой профилактической заклейкой. По периметру фрагмента мозаичные вставки выкрошились, часть из них, собранная в небольшие пакеты, хранилась рядом с фрагментом.
На поверхности по краям фрагмента лежали костные останки – фаланги пальцев кисти человека. Они также были частично укреплены профилактической заклейкой с тыльной стороны и сняты вместе с мозаикой. Этот факт, вероятно, подтверждает погребальную традицию, зафиксированную в Гонур-Депе, когда ларец-дарохранительница устанавливался сверху на тело усопшего (Сарианиди, 2008, с. 214-220).
Центральная часть мозаичного орнамента фрагмента пострадала больше всего. Вероятно, в процессе полевой консервации тяжелые деструктированные слои основы были сдвинуты и, не выдержав своего собственного веса, выкрошились из рыхлого штукатурного слоя.
Мозаика представляет собой орнаментальный геометрический узор, так называемый “ковровый орнамент”, составленный из квадратных и прямоугольных модульных кусочков из светлого материала. Мелкие квадратные и прямоугольные детали орнамента образуют более крупные геометрические композиции из квадратов и ромбов, которые разделены между собой прямоугольными горизонтальными и вертикальными полосами. Резерв между мозаичным орнаментом выкрашен в красный и черные цвета, дополнительно подчеркивая яркий цвет основного светлого материала мозаики.
Реставрация фрагмента мозаичной стенки ларца-дарохранительницы.
Расчистка и укрепление лицевой поверхности мозаики. Подбор и вклейка разрозненных мозаичных вставок.
Размеры фрагмента стенки дарохранительницы: ширина 73 см, высота 37 см. В самом начале работы фрагмент, находящийся в ящике с невысокими краями, был условно разделен на четыре части сеткой из натянутых нитей, зафиксированных на рейках по краям ящика. Это было сделано для фиксирования первоначального местоположения мелких фрагментов мозаики, находящихся в разрозненном состоянии. Поднятые с поверхности каждого квадрата разрозненные отдельные кусочки мозаики и хаотично разбросанные по поверхности фрагмента комки лесса с мозаичными фрагментами были промаркированы и уложены в отдельные поддоны, соответствующие своему квадрату. Это очень облегчило дальнейшую работу по расчистке, подбору и монтированию фрагментов декора – каждого на свое место.
Затем мозаика была осторожно очищена от поверхностных наслоений из лесса и песка. По мере раскрытия участков мозаики и фрагментов полихромных росписей с распыленным красочным слоем, поверхность тут же укреплялась растворами БМК-5, что дало возможность максимально сохранить полихромные росписи.
В процессе раскрытия мозаики с ее лицевой поверхности были удалены фрагменты фаланг пальцев, прикрепленных к профилактической заклейке в процессе полевой консервации. Мозаика в этих местах была частично разрушена: мозаичные кусочки сдвинуты, грунт разбит и деформирован, под некоторыми фрагментами костей утрачен мозаичный орнамент. Предварительно очищенные от лесса и песка поверхности вокруг этих участков были укреплены растворами БМК-5, затем профилактическая заклейка под костями размягчалась ацетоном и кости удалялись. Небольшие разрозненные фрагменты мозаики на лессовом грунте, предварительно снятые с поверхности, обрабатывались отдельно. Они были расчищены и укреплены. Тыльная поверхность таких фрагментов была дополнительно зафиксирована профилактической заклейкой.
Во время раскрытия лицевой поверхности мозаики от лессовых наслоений было отмечено, что многие мозаичные вставки плохо держались в своих гнездах, и поэтому в процессе консервации они были подклеены к основе 10% раствором БМК-5 (в ацетоне).
Укрепление красочного слоя полихромного декора.
Выравнивание деформаций основы фрагмента.
В процессе расчистки мозаики от лессовых наслоений, участки грунта с полихромной росписью укреплялись небольшими фрагментами по мере их открытия. Укрепление проводилось 2,5% р-ром БМК-5 (в ИПС+Ус). В тех местах, где красочный слой был сильно распылен, укрепление его проводилось вместе со слоем лесса на его поверхности. Только затем проводилась дорасчистка. Таким образом, удалось сохранить все фрагменты полихромной росписи декора.
В процессе реставрации, когда уже была раскрыта вся поверхность мозаики, раскрыт и укреплен красочный слой, стало очевидным, что часть изображения в центре фрагмента сильно деформирована и смещена. Для восстановления точной композиции рисунка орнамента предварительно была сделана прорисовка сохранившегося орнамента и на его основе составлена схема реконструкции орнаментального декора всей стенки ларца-дарохранительницы.
Центральная часть мозаики, сдвинутая со своего места в процессе полевой консервации, представляла собой локальный участок, выпавший из штукатурного основания и затем зафиксированный на нем профилактической заклейкой. Этот кусок обрабатывался отдельно и прошел весь цикл камеральной обработки.
После этого с орнаментального рисунка фрагмента была снята прорисовка, с помощью которой было определено место утраченного в процессе полевой консервации фрагмента. После этого марлевая профилактическая заклейка тыльной поверхности была подрезана в нескольких местах, и фрагмент, согласно схеме-реконструкции, был установлен на место и зафиксирован с тыльной стороны марлевой профилактической заклейкой.
Подбор и вклейка мозаичных модулей.
В процессе расчистки мозаики от лессовых наслоений с авторской поверхности были собраны и систематизированы разрозненные мозаичные тессеры.
После окончательной расчистки мозаичной поверхности и укрепления красочного слоя, основы и пустых гнезд с утраченными модулями можно было приступить к подбору и вклейке разрозненных мозаичных модулей. Эта важная часть работы заняла много времени, но, тем не менее, индивидуальный подход к каждому небольшому участку мозаики был вполне оправдан. Так, например, утраченный крошечный фрагмент мозаичного модуля был восстановлен благодаря тщательному подбору и систематизации всех разрозненных тессер и их фрагментов.
В этой части работы также учитывалась последовательность расположения тессер из разных материалов в одном узоре мозаичного набора.
Работа по подбору и вклейке выпавших тессер на деформированных участках орнамента контролировалась предварительно выполненными схемами-реконструкциями орнаментального узора. Постепенно собирая орнамент по кусочкам, удалось найти место практически всем фрагментам, обнаруженным в разрозненном виде.
После завершения этапа работы по подбору мозаичных тессер и установки их на место, утраты основы штукатурного грунта были восполнены мастикой, составленной из гонурского песка и лесса. Предварительно лесс и песок были несколько раз промыты и затем высушены.
Переконсервация тыльника фрагмента.
Решение о переконсервации тыльника фрагмента было принято по многим причинам. Во-первых, тыльная поверхность в процессе полевой консервации была укреплена вместе со случайными фрагментами лесса, которые налипли на авторскую кладку, которая являлась основой и грунтом под мозаику. Во-вторых, нанесенная на тыльник марлевая профилактическая заклейка местами не прилипла к тыльной поверхности мозаики, отставала от нее, создавая значительные трудности при расчистке фрагмента и создавая опасность новых утрат.
Переконсервация началась с предварительного укрепления лицевой поверхности мозаичной композиции марлевой профилактической заклейкой на модифицированном мучном клейстере. После высыхания заклейки фрагмент был перевернут и старая марлевая профзаклейка тыльника, выполненная в 2004 году на Рaraloid-72, была удалена с помощью ватно-марлевых компрессов, смоченных ацетоном. Избытки клея с тыльной поверхности также были удалены марлевыми тампонами, смоченными ацетоном. Одновременно авторская поверхность была освобождена от случайных комков глины, которые были закреплены на тыльной стороне мозаичной стенки профилактической заклейкой в процессе полевой консервации.
Чтобы сохранить аутентичную поверхность тыльника фрагмента без изменений, было решено не покрывать ее слоями мастики, как этого требовала методика реставрации, а только промастиковать утраты сырцовой кладки-основы (мастика составлена из смеси промытого и просеянного гонурского песка и лесса, замешанного на 10% р-ре 5 БМК-5 в ацетоне). После дополнительной пропитки штукатурной основы растворами БМК-5 на тыльную поверхность были наклеены два слоя марлевой профилактической заклейки на 10% БМК-5 в ацетоне.
Монтирование фрагмента на новое основание и доведение до экспозиционного вида.
Так как конструкция этой находки еще не достаточно понятна, а сохранность стенок фрагментарна, мы внесли предложение на Реставрационный совет о временном экспонировании стенок на трех отдельных основах. Если в процессе изучения материала по мозаикам мы сможем предложить конкретное, более точное решение этой конструкции дарохранительницы, то новая пенопластовая основа фрагментов может быть повторно использована в качестве основы новой конструкции и для этого не потребуется травмирующего перемонтирования уникальной мозаики.
Проведенный предварительно Реставрационный совет одобрил и принял нашу концепцию последнего этапа реставрации.
Фрагмент 3230-16 были смонтирован на пенопластовую плиту. Поля пенопластовой пластины для придания им фактуры и органичного колорита затонированы светлым гонурским лессом.
Библиография:
Сарианиди, 2008 – Сарианиди В.И. Маргуш. Тайна и правда великой культуры. Ашгабат, 2008.