Home » Библиотека » Авторы, конференции, Музеи » Доклад Е.М.Болдыревой на конференции в Музее Востока

Доклад Е.М.Болдыревой на конференции в Музее Востока

Е.М. Болдырева

Государственный исторический музей, г. Москва, РФ

Импортная поливная керамика среднеазиатского

происхождения городища Самосделка ИМПОРТНАЯ ПОЛИВНАЯ КЕРАМИКА СРЕДНЕАЗИАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ НА ГОРОДИЩЕ САМОСДЕЛКА

Презентация доклада Е.Болдыревой

Самосдельское городище – единственный крупный многослойный памятник среди средневековых поселений дельты Волги. Регулярные археологические исследования здесь ведутся с 2000 года . Благодаря этим работам была собрана значительная по объему коллекция находок, среди которой, безусловно, на первом месте находится керамическая коллекция. Наибольшее число находок керамики приходится на хозяйственную и столовую неглазурованную посуду. Ее выборка составляет более 100 000 фрагментов (Васильев, 2010, с. 241-249), но есть и глазурованная посуда. Явных следов производства поливной керамики на городище пока не обнаружено, поэтому она считается импортной. Автором данной статьи была создана база данных поливной посуды, в которую вошли 2054 экземпляра сосудов и их обломков. Статистический учет, анализ и интерпретация позволили выяснить основные группы импортов и время их поступления на городище.
Среди них выделяется некоторые редкие группы ранних импортов среднеазиатского происхождения. В первую очередь это поливные светильники. В материалах Самосделки было обнаружено всего четыре светильника, покрытых глазурью. Представляют интерес три из них, два покрыты прозрачной светло-зеленой поливой по слою белого ангоба. Один декорирован подглазурной росписью в виде завитков светло-коричневого цвета и хаотично разбросанных светло- и темно-коричневых пятен. Резервуар этих светильников имеет уплощенную сверху полусферическую форму. Носик прямой удлиненный открытый, а на противоположной стороне петлевидная ручка. Такая форма резервуаров и носиков поливных светильников отмечена на многих городищах Средней Азии, в частности, она характерна для слоев Чача конца IX – конца X века. Светильники такой формы есть и в материалах средневекового Отрара, где они датируются X–XI вв. (Керамика…,1991, с. 109). Случаются их находки и на Афрасиабе, где время их существования не выходит за пределы X века (Terres secrétes de Samarcande 1992-1993, p. 45, 113-114, n°. 280-295). Есть они и в ближневосточных коллекциях, где считаются импортом из Средней Азии (Watson, 2005, p. 231, cat. Gb.16). Эти характеристики склоняют к датировке самосдельских светильников периодом до начала XI в.
Особняком стоит четвертый светильник, напоминающий миниатюрный кувшинчик по форме. Обращает на себя внимание форма носика светильника. Он не имеет длинного открытого носика-слива, а на всем своем протяжении носик закрыт и лишь его край резко срезан и образует небольшое отверстие для вставки фитиля. Слой поливы прозрачный насыщенного коричневого оттенка, нанесен без ангоба и покрывает весь сосуд. Форма светильников с узким высоким горлышком характерна для керамики Ближнего Востока. Среди керамики Самарры встречены светильники-чираги с аналогично срезанным носиком, но есть они и в Закавказье (Археологические памятники, 1986, илл. 53).
Редкой группой импорта являются и крупные чаши с тремя ручками и с трубчатым носиком-сливом с четвертой стороны. Слой поливы зеленый прозрачный, покрывает чашу с двух сторон. Ангобирован сосуд только снаружи. Внешняя поверхность таких чаш украшалась круглыми налепами со штампами. Среди глазурованной керамики Согда есть подобные чаши, предназначавшиеся, по мнению Г.В. Шишкиной, для молочных продуктов (Шишкина, 1979, с. 17, табл. X, 8.10.11; XXXIII, 11, 14).
Еще одной интересной находкой раннего периода городища Самосделка является развал поливной чаши с изображением розетки в центре дна под бесцветной прозрачной глазурью. Такие розетки являются характерным элементом оформления дна среднеазиатских чаш с середины X до XI в. включительно (Шишкина, 1986, с. 56-57). Наиболее сходными с самосдельской являются розетки из Джигербента (Вишневская, 2001, с. 70, рис. 27, 13).
Среди материалов городища выделяется группа из 24 фрагментов чаш. Они рассредоточены по двум раскопам, и повсеместно их находки приходятся на нижние слои памятника. По характеру декора и форме можно предположить, что это так называемые «изделия Сари», датирующиеся в пределах X–XI вв. (Ильясов, Ильясова, 2013, с. 100-101; Persian Ceramics…, 2006, p. 65, 173). Чаши Сари есть в коллекции Кувейтского национального музея (Watson, 2005, p. 243), в опубликованной коллекции Х. Плотника (Pancaroglu, 2007, p. 72-73. Cat. 30-31), в частных коллекциях Милана (Persian ceramics…, 2006, p. 65, 173), фонда Марджани (Ильясов, Ильясова, 2013, с. 100-101) и др. Исследователями выделяются и изделия близкие к керамике Сари, но не идентичные ей (Ильясов, Ильясова, 2013, с. 102-103). Декор, подобный Сари, на территории Средней Азии назывался крапчатым орнаментом. В частности, роспись крапинами характерна для керамики Согда и Чача X в. (Вишневская, 2001, с. 69). В то время как на Ближнем Востоке (Wilkinson, 1973, p. 160) и в Закавказье такая керамика не была распространена. Рассматриваемые чаши могут и не относиться к специфичным изделиям Сари, так как целого изображения птицы на Самосдельском городище обнаружено не было, а обломки с похожим орнаментом могут являться среднеазиатскими чашами с крапчатым орнаментом, но их датировка все равно не выходит за пределы X–XI вв.
Еще в материалах городища есть один зооморфный налеп на сосуд в виде головы быка. И среди керамики Согда присутствует находка горла кувшина, оформленная в виде головы быка, среднеазиатские исследователи видят в этом кувшине раннесредневековые истоки (Шишкина, 1979, с. 17, табл. XL, 1, 2). Однако такие кувшины есть и на территории Ирана, где они датируются XII веком (Persian Ceramics…, 2006, p.70, 173).
Представленные материалы иллюстрируют, что на начальном этапе существования городища в небольшом количестве сюда поступала импортная поливная посуда из среднеазиатского региона и с территории восточного Ирана, но примерно с XII века поток импортов на городище резко увеличивается и товары начинают привозиться из Закавказья и стран Ближнего Востока.

Библиография:
Археологические памятники. Памятники материальной культуры Азербайджана. Вып. 7. Баку: АН АзССР, 1986.
Васильев Д.В. Методика обработки и общая характеристика массового материала с Самосдельского городища // Археология Нижнего Поволжья: проблемы, поиски, открытия. Материалы III Международной Нижневолжской археологической конференции (г. Астрахань, 18-21 октября 2010 г.). Астрахань. Издательский дом «Астраханский университет», 2010, с. 241-249.
Вишневская Н.Ю. Ремесленные изделия Джигербента. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.
Ильясов Дж. Я., Ильясова С.Р. Чаша // Классическое искусство исламского мира. Девяносто девять имен Всевышнего. Сост. К.Г. Ласикова М.: Издательский дом Марджани, 2013, с. 100-103.
Керамика средневекового Отрара. Альбом. Авторы вступительной статьи и составители К.М. Байпаков, Л.Б. Ерзакович. Алма-Ата, изд-во «Онер», 1991.
Шишкина Г.В. Глазурованная керамика Согда (вторая половина VIII – начало XIII в.). Ташкент: Изд-во «ФАН» Узбекской ССР, 1979.
Шишкина Г.В. Ремесленная продукция средневекового Согда. Ташкент: Изд-во «ФАН» Узбекской ССР, 1986.
Pancaroglu O. Perpetual Glory: Medieval Islamic Ceramics from the Harvey B. Plotnick Collection. Chicago: The art institute of Chicago, 2007.
Persian Ceramics. From the 9th to the 14th century. Edited by Giovanni Curatola. Milano: SKIRA, 2006.
Terres secrétes de Samarcande. Ceramiques du VIIIc au XIII siecle. Paris-Caen-Toulouse, 1992–1993.
Watson O. Ceramics from the Islamic lands. Kuwait national museum. The al-sabah collection. London: Thames & Hudson, 2005.
Wilkinson C.K. Nishapur: Pottery of the early Islamic period. New York: The Metropolitan Museum of art, 1973.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


два × 7 =

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>