Доклад Н.Ю.Вишневской на конференции в Музее Востока
17.12.2014 | Разместил Nigora в конференции, Новости |
Продолжаем публикацию докладов конференции «Древние цивилизации Центральной Азии» в Музее Востока 8-10 декабря 2014 года. Надежда Юрьевна Вишневская в своем докладе представила детальный сравнительный анализ керамических форм, подражающих металлу. При этом автор поднял ряд важных вопросов, целостно характеризующих явление подражания. Неожиданно интересными оказались выводы по результатам анализа мотивации для подражания в различных конкретных случаях.
Н.Ю. Вишневская
Государственный музей Востока, г. Москва, РФ
МОДЕЛИ ПОДРАЖАНИЯ МЕТАЛЛУ В КЕРАМИКЕ
СРЕДНЕЙ АЗИИ VII – НАЧАЛА XIII ВЕКА
Влияние изделий торевтики на керамику – явление широко распространенное в различные периоды, во многих регионах. Как правило, смысл подражания состоит в том, чтобы в более дешевом и доступном материале воспроизвести престижное и дорогое металлическое изделие. В ряде случаев к этому основному мотиву добавляется фактор инокультурного влияния. Это два основных момента, приводящих к появлению в керамическом материале форм, подражающих металлическим изделиям.
Вопрос о влиянии торевтики на среднеазиатскую керамику неоднократно исследовался в археологической литературе. Особенно хорошо изучена в этом отношении керамика раннесредневекового Согда Классической стала обобщающая статья Б.И. Маршака «Влияние торевтики на согдийскую керамику VII–VIII веков (Маршак, 1961, с. 177-201).
Глазурованная керамика – новая для Средней Азии категория глиняной посуды, приобретавшая начиная с рубежа VIII–X в. все больший удельный вес, – также не избежала воздействия торевтики. На согдийском материале, с привлечением широкого круга аналогий, эта тема наиболее полно и убедительно раскрывается в работах Г.В. Шишкиной (Шишкина, 1979, с. 40-56; Шишкина, 1986, с. 31-40).
С тех пор авторы раскопок, обнаружив соответствующий керамический сосуд и определив его как «подражание металлу», ссылаются на вышеприведенные классические работы. Тема считается закрытой, а сам процесс влияния торевтики на керамику воспринимается как нечто однородное и неизменное во времени и пространстве.
Однако накопление нового материала и его разнообразие заставляет вернуться к проблеме. Представляется логичным и необходимым, несколько расширив территориальные и хронологические рамки блестящего анализа Б.И. Маршака, включить в область исследования глазурованную керамику и попытаться проследить динамику и характер подражания металлу в керамике Средней Азии, как историко-культурного явления.
Данная работа не ставит задачу создания свода керамических подражаний с памятников Средней Азии домонгольского средневековья. Ее целью является попытка определить признаки и побудительные мотивы явления подражательности, выявить модели, в рамках которых проявляется влияние торевтики на керамику. Для выяснения этих вопросов необходимо учитывать несколько критериев.
Направление подражания, которое может идти по трем линиям: форма сосуда, металлическая фактура поверхности и декор. В одном сосуде могут быть задействованы один или несколько признаков подражательности в разных сочетаниях.
Массовость производства. Некоторые керамические подражания имеют массовый характер, другие единичны, или же уникальны.
Хронологическая и территориальная протяженность существования того или иного типа сосудов.
Развитие подражательной керамической формы или же ее неизменность.
Побудительные мотивы, т.е. наличие или отсутствие намерения максимально приблизиться к металлическому прототипу.
Согласно этим критериям выделяются три модели влияния торевтики на керамику рассматриваемого периода.
Подражания.
За образцовый пример этой модели примем комплекс согдийских сосудов VII–VIII вв., исследованный Б.И. Маршаком.
Во всех случаях подражание изделиям торевтики в первую очередь проявляется в заимствовании формы сосуда, причем каждому керамическому типу соответствует один совершенно определенный металлический прототип. В ряде случаев предпринимались попытки передать металлическую фактуру поверхности (посыпка слюдой, лощение). В некоторых регионах эти приемы не использовались. Таким образом, подражание по линии фактуры поверхности было возможно, но не обязательно. Насколько можно судить по сохранившимся металлическим образцам, специфический декор торевтики в керамических изделиях воспроизвести не пытались.
Следующие два критерия (массовость и протяженность существования подражательных форм во времени и пространстве) в высокой степени присущи рассматриваемой группе изделий.
Глиняные сосуды, имеющие общие металлические прототипы, со временем модифицируются и развиваются в соответствии с особенностями керамического комплекса той или иной территории. Первоначальное подражание непосредственно металлическому образцу и попытка максимально к нему приблизиться (но, как представляется, без стремления создать иллюзию тождественности) постепенно сменяется естественной эволюцией уже самой керамической формы.
Для периода IX–XI вв. характерна другая модель, назовем ее
Заимствование.
Заимствуются отдельные элементы, присущие металлическим изделиям: детали оформления сосуда (гофрированное горло, ушки для вставки колечек); идея подвижного крепления откидной крышки; приемы орнаментального оформления и композиционные схемы (типично для глазурованной керамики). Практически все заимствования касаются исключительно декора, при этом форма сосуда может оставаться традиционно керамической.
Заимствования часто имеют массовый характер, распространяются на больших территориях.
Эволюция заимствованного элемента во времени и на разных территориях не прослеживается. Исключение составляет декор глазурованной керамики.
Заимствуя для гончарных изделий те или иные детали предметов торевтики, мастера не ставили своей целью сделать их похожими на металлические сосуды. Преследовалась цель сделать керамическую посуду нарядной, привлекательной для покупателя за счет ее украшения эффектными, «модными» деталями. В случае гдазурованной керамики заимствования вызваны дефицитом декоративных средств, адекватных новой технологии.
Керамические изделия, созданные в рамках третьей модели максимально приближены к металлическому прототипу. Назовем эту модель
Имитация.
Подобные изделия периодически возникали в разных регионах. В качестве примера возьмем резную глазурованную курильницу с ручкой их Бинкета Х в. (Mkrtychev, 1998, p.18-19), штампованную глазурованную чашу X–XI в. из Саурана (Смагулов, 2011, с. 397, рис. 89, 90) и сероглиняный котелок с залощенной поверхностью XII в., найденный на Джигербенте (Вишневская, 2001, с. 95, рис. 8).
Подражание осуществляется по всем трем направлениям (форма, поверхность, декор), Б.И. Маршак называл это «рабским подражанием».
Практически все имитации единичны, а иногда и уникальны, соответственно, о развитии формы речь не идет.
Побудительным мотивом является желание создать вещь, насколько это возможно идентичную престижному металлическому образцу, своего рода копию. Вероятно, речь идет об индивидуальном пожелании заказчика или о личной инициативе мастера.
Рассмотренные модели демонстрируют, что влияние торевтики на керамику не только по-разному проявлялось, но и вызывалось различными побудительными мотивами. Этот фактор целесообразно учитывать при изучении соответствующих керамических форм.
Библиография:
Вишневская, 2001 – Вишневская Н.Ю. Ремесленные изделия Джигербента. М. 2001.
Маршак, 1961 – Маршак Б.И. Влияние торевтики на согдийскую керамику VII–VIII веков / Труды Государственного Эрмитажа. Т. V. Культура и искусство народов Востока. Вып 6. Л. 1961.
Смагулов, 2011 – Смагулов Ер. Древний Сауран. Алматы, 2011.
Шишкина, 1979 – Шишкина Г.В. Глазурованная керамика Согда (вторая половина VIII – начало XIII в.). Ташкент, 1979.
Шишкина, 1986 – Шишкина Г.В. Ремесленная продукция средневекового Согда. Ташкент, 1986.
Mkrtychev, 1998 – Mkrtychev T. A Unique X-th – Century Insense-Burner from Tashkent // Arts &the Islamic Worlds. № 33. Special volum. Treasures of Central Asia. Islamic Arts Objects in the State Museum of Oriental Arts, Moscow, 1998.
Один комментарий к Доклад Н.Ю.Вишневской на конференции в Музее Востока
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
[…] Шишкина Г.В. Глазурованная керамика Согда (вторая половина VIII – начало XIII в.)Ташкент, 1979. http://shosh.uz/tashkent-2200-hudojestvennaya-kultura-tashkenta-ix-x-vv-po-materialam-glazurovannoy-keramiki/ http://archaeologyca.su/?p=1842 […]